Обо мне

Здравствуйте!

Меня зовут Анна Геннадьевна Лепешкина. Я - учитель английского языка МБОУ гимназии № 9 г. Тольятти.

Мои публикации



ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.
Сегодня среди требований федерального стандарта общего образования лежит представление об образовании именно как ключевом институте социализации личности, обеспечивающем приобщение нового поколения детей и подростков к базовым ценностям отечественной и мировой культуры, формирование гражданской идентичности и солидарности общества.
Структура гражданской идентичности личности  включает следующие компоненты:
        когнитивный (познавательный) – знания о власти, правовой основе организации общества, государственной символике, общественно-политических событиях, о выборах, политических лидерах, партиях и их программах, ориентация в их функциях и целях;
        эмоционально-оценочный (коннотативный) – рефлексивность знаний и представлений, наличие собственного отношения к общественно-политическим событиям, способность четко выражать и аргументировать свою точку зрения и суждения;
        ценностно-ориентировочный (аксиологический) – уважение прав других людей, толерантность, самоуважение, признание права на свободный и ответственный выбор каждого человека, умение определять влияние общественной жизни на свою собственную, готовность к принятию и анализу явлений общественной жизни; принятие и уважение правовых основ государства и общества;
        деятельностный (поведенческий) – участие в общественной жизни образовательного учреждения; желание и готовность участвовать в общественно-политической жизни страны; самостоятельность в выборе решений, способность противостоять асоциальным и противоправным поступкам и действиям; ответственность за принятые решения, действия и их последствия.
В рамках урочной деятельности гражданская идентичность формируется постепенно. Представляется возможным выделить три уровня формирования гражданской идентичности:
·        уровень групповой гражданской идентичности  - учащемуся необходимо освоить групповые (социальные) нормы и ценности поведения.
·        уровень нации и национальной культуры – формируется идентичность гражданина страны, при признании разнообразия и самобытности граждан других государств.
·        Глобальный  уровень - как перспективу развития общества - обеспечить формирование идентичность «гражданина мира», реализующего «всемирное гражданское состояние» как объединение национально-государственных форм гражданственности в мировом масштабе. Реализация идентичности «гражданина мира» происходит через обсуждение таких глобальных проблем как  защита окружающей среды, права человека, глобальные социальные сети.
Иностранный язык, как и другие гуманитарные предметы (литература, история) традиционно несли большой воспитательный потенциал. Кроме того, требования ФГОС к формированию гражданской идентичности перекликаются с требованиями ФГОС по иностранным языкам, так как наряду с такой ключевой компетенцией как предметная (подразумевающая овладение системой иностранного языка), на уроках иностранного языка учащиеся овладевают такими компетенциями как:
·        коммуникативная
·        социальная
·        социо-культурная

Содержание воспитательного аспекта составляют те средства, благодаря которым достигаются планируемые результаты:
·        выбор тем и проблем, обсуждаемых на уроках. Обсуждение таких тем как «Семья», «Работа», «Образование», «Хобби», «Закон», «Экология», «Путешествия» позволяет формировать навыки критического мышления, соотнести свои взгляды с нормами общественной морали, поднять проблемы толерантности, проблемы современной семьи, проблемы общей культуры в нашей стране, проблемы национальной культуры, заставить учащихся задуматься о них. Таким образом, посредством таких методов как анализ, сопоставление, сравнение у учащихся формируются когнитивный, эмоционально-оценочный и ценностно-ориентировочный компоненты гражданской идентичности. На данном этапе уже представляется возможным говорить о самоидентификации на уровне на нации и национальной культуры  с выходом на глобальный уровень.
·        непосредственно содержание используемых УМК (тексты, аудиоматериал, дающие элементарные представления о моральных правилах и нормах нравственного поведения, формирующие представления о дружбе, доброте, взаимоотношениях в семье, классе, школе. Тексты, воспитывающие любовь к природе и животному миру России, а также способствующие воспитанию ценностного отношения к своей малой родине, народу, России, уважительное отношение к родному языку. Тексты, способствующие осознанию своей культуры через контекст культуры англоязычных стран. ) Благодаря содержанию используемых УМК формируются на уровне нации и национальной культуры формируются такие компоненты гражданской идентичности как когнитивный, эмоционально-оценочный, ценностно-ориентировочный.
·        организация работы учащихся на уроке (работа  в паре, в группе) способствует формированию таких компонентов гражданской идентичности как эмоционально-оценочный и ценностно-ориентировочный на уровне групповой гражданской идентичности
·        проектная деятельность учащихся подразумевает использование полученных на уроках знаний для самостоятельного сопоставления, сравнения различных культур. Изучение, анализ и представление достижений российской науки и культуры формируют когнитивный, эмоционально-оценочный и ценностно-ориентировочный компоненты гражданской идентичности на уровне нации и национальной культуры.
·        участие учащихся в мероприятиях и конкурсах разного уровня стимулирует активную жизненную и гражданскую позицию учащихся. Так, участвуя в конкурсах по обществознанию, ребята пишут эссе на русском и английском языках, в которых говорят о желании представлять свою культуру, изучать культуры других стран, общаться со сверстниками, делиться опытом. Конкурсы на знание истории и культуры стран изучаемого языка стимулируют интерес не только к иностранной культуре, но и к своей собственной, так как содержат задания, требующие сравнения культур, например, России и Великобритании.  Международные программы по обмену дают учащимся возможность достойно представить Россию за рубежом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий